Опубликовано пт, 09/10/2021 - 13:15 пользователем morozova    Гигиенические основы здорового питания школьника начинаются с правильного составления меню на один прием пищи, а также на день и на неделю. При этом меню должно быть разнообразным и составлено с учетом суточной энергетической (калорийной) потребности организма.      Аппетит и пищеварение, самочувствие и работоспособность школьника во многом зависят от того, сколько пищи, в какой последовательности и в каком сочетании он получает.   При составлении меню на день и на неделю необходимо обеспечить достаточное разнообразие продуктов в питании школьника. Если на завтрак учащийся получил кашу, то во время обеда и ужина блюда из круп больше давать не следует, а нужно приготовить блюда из картофеля и овощей. Первый завтрак должен быть достаточно калорийным и обязательно содержать горячее блюдо. Легко и быстро утром можно приготовить отварной картофель, кашу, сырники, омлет, дополнить их чаем, кофе с молоком, бутербродом с маслом, печеньем. Полезно включать в меню первого завтрака закуски: салат, сыр, сельдь.     Второй завтрак или полдник дети получают в школе на большой перемене.   В меню обеда следует включать закуску, желательно салат из сырых или вареных овощей, первое блюдо - суп, борщ, щи, рассольник, мясной бульон, а также мясное или рыбное блюдо - котлеты бефстроганов, рыбу, тефтели, биточки, тушеное мясо, мясной рулет и другие. В качестве гарнира ко второму блюду можно подавать картофельное пюре, гречневую кашу, тушеную капусту, макароны, свежие или консервированные огурцы, помидоры, зеленый горошек и зелень. Завершить обед можно свежими фруктами, компотом, киселем.   Ужин школьника должен состоять из молочных, овощных, яичных и крупяных блюд, а также свежих фруктов. Давать его следует за 1,5-2 часа до сна. Такие продукты, как хлеб, масло, молоко, мясо, сахар, овощи, фрукты, следует включать в рацион школьника ежедневно. В то же время ряд продуктов - творог, рыбу, яйца, сметану желательно давать через день. Школьнику не следует употреблять больше одного яйца в день. Особую ценность для рациона учащихся представляют молоко и молочные продукты - кефир, простокваша, творог, сливки, сметана, различные виды сыров. Как и детям дошкольного возраста, учащимся необходимы свежие овощи, фрукты и ягоды как источник витаминов, минеральных солей, микроэлементов, ферментов, органических кислот. Кроме того, содержащиеся в них пектиновые вещества и клетчатка благоприятно влияют на функцию кишечника. Необходимо позаботиться и о включении в рацион школьника ржаного хлеба. В нем много витаминов, особенно группы В, полноценных белков и углеводов, солей, микроэлементов, содержится достаточное количество клетчатки. Наиболее калорийную пищу - блюда, богатые белком, в первую очередь мясные и рыбные, надо включать в меню первого завтрака и обеда. Животные белки тонизируют нервную систему, в сочетании с углеводами обеспечивают высокую умственную и физическую работоспособность. А на ужин мясные блюда давать не следует, так как они возбуждающе действуют на нервную систему, нарушают сон в связи с тем, что мясная и жирная пища долго переваривается в желудке. Не рекомендуется также давать детям школьного возраста на ужин крепкий чай, кофе, какао, которые возбуждающе действуют на нервную и сердечно-сосудистую системы. Не желательно включать в меню ужина ржаной хлеб, блюда из гороха и бобов, учитывая, что в процессе их переваривания в кишечнике образуется значительное количество газов. Дети, посещающие группы продленного дня, находятся в школе длительное время, поэтому для них организовано горячее питание: пребывание до 14.00 ч. - дополнительно к завтраку обед; до 17.00 ч. - 18.00 ч. - дополнительно обед и полдник. Первый завтрак и ужин дети получают дома. Горячее трехразовое питание в школе обеспечивает около 60-75 процентов суточной потребности организма в пищевых веществах и энергии (завтрак - 20-25%, обед - 30-35 %, полдник - 10-15%).       Таким образом, организация питания детей школьного возраста требует от родителей и организаторов школьного питания определенных знаний и умений, серьезного, продуманного подхода. *Несоблюдение принципов формирования режима питания *может привести к серьезным нарушениям в деятельности пищеварительной системы, а также негативно отразиться на состоянии здоровья всего организма в целом.