Проблема защиты прав потребителей в отношениях, возникающих по поводу предоставления сетевых услуг возникла в наше время и затрагивает широкие слои населения.
Услуги связи, то есть, согласно статье 2 Федерального закона от 07.07.2003 № 126-ФЗ «О связи» (далее - Закон № 126-ФЗ), деятельность по приему, обработке, хранению, передаче, доставке сообщений электросвязи или почтовых отправлений, прочно закрепились в нашей жизни. Каждый человек сегодня является пользователем данных услуг, а значит лицом, заказывающим и использующим услуги.
Правоотношения между гражданами-абонентами услуг связи и операторами связи по поводу предоставления услуг доступа к информационным системам информационно - телекоммуникационных сетей, в том числе к сети Интернет, регулируются Правилами оказания телематических услуг связи, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 10 сентября 2007 № 575 (далее – Правила оказания телематических услуг связи).
Для того чтобы стать пользователем, в первую очередь, необходимо заключить договор, на оказание услуг связи. После заключения договора, между Вами и оператором связи возникают
правоотношения, в результате которых Вы и оператор наделяетесь правами и обязанностями по отношению друг к другу.
Обеспечение права потребителя на информацию при заключении договора на обслуживание.
Оператор связи (Интернет-провайдер) обязан доводить до потребителя необходимую для заключения и исполнения договора информацию, включающую в себя: а) наименование (фир-
менное наименование) оператора связи; б) реквизиты выданной провайдеру лицензии на осуществление деятельности в области оказания услуг связи (далее - лицензия) и лицензионные
условия; в) состав Интернет услуг, условия и порядок их оказания, в том числе используемые абонентские интерфейсы; г) диапазон значений показателей качества обслуживания, обеспечиваемых сетью передачи данных, в пределах которого абонент вправе установить в договоре необходимые ему значения; д) перечень и описание преимуществ и ограничений в оказании Интернет услуг; е) тарифы на Интернет услуги; ж) порядок, форма и тарифные планы для оплаты Интернет услуг; з) номера телефонов системы информационно-справочного обслуживания и унифицированный указатель информационной системы провайдера; и) перечень услуг, технологически неразрывно связанных с Интернет услугами и направленных на повышение их потребительской ценности; к) перечень мест, где абонент и (или) пользователь могут в полном объеме ознакомиться с Правилами оказания телематических услуг связи. л) перечень принимаемых на добровольной основе дополнительных обязательств провайдера перед абонентом и (или) пользователем.
Потребитель вправе потребовать предоставления любой иной интересующей его дополнительной информации о предоставляемых провайдером Интернет услугах.
Информация об услугах, тарифах, зоне обслуживания, о состоянии лицевого счета абонента; о необходимых для пользования Интернетом настройках Вашего компьютера должны
предоставляться бесплатно и круглосуточно. Заявки о технических неисправностях со стороны пользователей должны также приниматься провайдером круглосуточно.
Обеспечение права потребителя на качественное обслуживание.
Провайдер должен обеспечить соответствие услуг обязательным нормам законодательства или условиям договора. В договоре с абонентом должны быть указаны технические показатели,
которые характеризуют качество Интернет услуг (например, его скорость), а также определен срок и порядок устранения неисправностей провайдером.
Если в договоре оговорена определенная скорость, но на деле Интернет «тормозит» - не стоит воспринимать это как должное. Служба поддержки, должна работать и принимать заявки
от Вас, как уже было сказано ранее, круглосуточно.
Если доступ в Интернет отсутствует по вине провайдера или Интернет услуги некачественные, Вы вправе требовать от провайдера по своему выбору: а) назначить провайдеру новый срок, в течение которого должны быть оказаны Интернет услуги; б) поручить оказание Интернет услуг третьим лицам за разумную цену и потребовать от провайдера возмещения понесенных расходов (например, провести наладку сети связи с помощью посторонней компании, а затем потребовать от провайдера возместить расходы); в) потребовать уменьшения стоимости Интернет услуг; г) расторгнуть договор.
Обеспечение права потребителя на безопасность передаваемой информации.
Одна из главных обязанностей провайдера - обеспечение безопасности информации:
- провайдер обязан обеспечить соблюдение тайны связи. Если письменное согласие дано, сведения о Вас могут быть переданы третьим лицам. Поэтому следует внимательно читать то, что подписываете. За незаконное распространение персональных данных провайдер несет ответственность, в частности, обязан возместить материальный и моральный ущерб пострадавшему;
- если Вам или Вашему имуществу нанесен вред некачественной услугой, например, в сети по вине провайдера распространился вирус, который нанес вред программному обеспечению, Вы вправе требовать от провайдера компенсации нанесенного ущерба;
- абонент обязан предпринимать меры по защите компьютера от вирусов, препятствовать распространению спама и вирусов со своего компьютера, использовать исправное оборудование, ну и, конечно же, оплачивать услуги связи.
Оплата Интернет-услуг.
Оплата оказанных Интернет услуг может осуществляться по абонентской, повременной или комбинированной системе оплаты, по объему принятой, и (или) переданной, и (или) отправ-
ленной, и (или) обработанной, и (или) хранимой информации либо по факту оказания единичной услуги.
С Вас не имеют право взять плату за услуги:
- которые должны оказываться бесплатно (о них говорилось выше);
- о платности которых Вас не предупредили;
- которые фактически не были оказаны.
Если с Вас взяли плату незаконно, потребуйте ее возврата. Абонент и (или) пользователь Интернет услугами имеют право обратиться к провайдеру с требованием возврата средств, вне-
сенных ими в качестве авансового платежа, в том числе с использованием карты оплаты. Провайдер обязан вернуть абоненту и (или) пользователю неиспользованный остаток средств.
Абонент вправе в любое время в одностороннем порядке расторгнуть договор при условии оплаты понесенных провайдером расходов. Если на его счете при этом лежали деньги, они не
могут «сгореть», а должны быть возвращены за вычетом указанных расходов провайдера.
Порядок разрешения споров.
При неисполнении или ненадлежащем исполнении провайдером обязательств по оказанию Интернет услуг абонент до обращения в суд предъявляет провайдеру претензию. Претензия
предъявляется в письменной форме в течение 6 месяцев с даты оказания Интернет услуг, отказа в их оказании или выставления счета за оказанную услугу. Претензия должна быть рассмотрена не позднее чем через шестьдесят дней со дня ее регистрации. О результатах рассмотрения претензии провайдер в письменной форме должен сообщить лицу, предъявившему претензию.
При отклонении претензии полностью или частично либо неполучении ответа в установленные для ее рассмотрения сроки пользователь Интернет услугами имеет право предъявить иск
в суд.
Защиту нарушенных или оспоренных гражданских прав можно осуществить в судебном порядке. Согласно ст. 17 Закона РФ от 7 февраля 1997 г. № 2300-1 «О защите прав потребителей», могут быть предъявлены: по месту нахождения организации, а если ответчиком является индивидуальный предприниматель, его жительства; жительства или пребывания истца; заключе-
ния или исполнения договора.
(c) Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Нижегородской области, 2006-2015 г.