Коллекторы и их права по взысканию задолженности

Коллектор - это специалист по возврату просроченных долгов. К услугам коллекторов прибегают кредиторы, когда им не возвращают долг или не вносят обязательные платежи. Коллекторы могут действовать по поручению кредиторов, напоминая должникам о необходимости вернуть долг, а могут перекупить задолженность, и тогда будут взыскивать деньги уже в свою пользу. Одной из сторон в данном споре является должник (заемщик).

Взаимоотношения между коллектором и заемщиком регулируются Федеральным законом от 03.07.2016 № 230-ФЗ «О защите прав и законных интересов физических лиц при осуществлении деятельности по возврату просроченной задолженности и о внесении изменений в Федеральный закон «О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях». В соответствии с данным нормативным актом каждая из сторон имеет права. В частности, для получения возврата денежной суммы коллекторы имеют право воспользоваться своим правом, в т.ч.:

- звонить по телефону не чаще 1 раза в сутки, 2-х раз в неделю и 8-ми  раз в месяц. Строго в рабочее время (с 8:00 до 22:00 по будням и с 9:00 до 21:00 по выходным). Звонить разрешено только с официального номера компании;

- отправлять сообщения на телефон (максимум 2 раза в сутки, 4 раза в неделю, 16 раз в месяц);

- наносить личные визиты 1 раз в неделю, не более.

Не допускаются направленные на возврат просроченной задолженности действия кредитора или лица, действующего от его имени и (или) в его интересах, связанные, в том числе с:

1) применением к должнику и иным лицам физической силы либо угрозой ее применения, угрозой убийством или причинением вреда здоровью;

2) уничтожением или повреждением имущества либо угрозой уничтожения или повреждения;

3) применением методов, опасных для жизни и здоровья людей;

4) оказанием психологического давления на должника и иных лиц, использованием выражений и совершением иных действий, унижающих честь и достоинство должника и иных лиц;

5) введением должника и иных лиц в заблуждение относительно:

-  правовой природы и размера неисполненного обязательства, причин его неисполнения должником, сроков исполнения обязательства;

- передачи вопроса о возврате просроченной задолженности на рассмотрение суда, последствий неисполнения обязательства для должника и иных лиц, возможности применения к должнику мер административного и уголовно-процессуального воздействия и уголовного преследования;

- принадлежности кредитора или лица, действующего от его имени и (или) в его интересах, к органам государственной власти и органам местного самоуправления;

6) любым другим неправомерным причинением вреда должнику и иным лицам или злоупотреблением правом.

Кроме того, коллекторы при каждом звонке или визите обязаны назвать свои имя, должность, наименование организации, которую представляют. Сейчас основная задача специалистов по взысканию состоит в том, чтобы уведомлять гражданина о долге, предупреждать о последствиях и предлагать ему варианты решения проблемы.

Должник также обладает рядом прав, предусмотренных вышеуказанным законом, например, при нарушении регламента взаимодействия гражданин имеет право подать жалобу в Федеральную службу судебных приставов (орган, контролирующий работу коллекторов) или Центральный Банк России (заполнив заявление на сайте). Данное обращение должно быть проверено и по результатам приняты меры.

По закону у клиента есть право вообще отказаться от взаимодействия с коллекторами. Если с момента первой просрочки прошло более 4-х месяцев, гражданин может написать заявление в свободной форме и отозвать согласие на взаимодействие с третьими лицами. Обращение нужно направить кредитору. В таких ситуациях коллекторы чаще всего подают в суд, а дело переходит к приставам.