Требования к безопасности парфюмерно-косметической продукции
Поддерживать красоту и здоровье человеку помогают разнообразные косметические средства, при продаже которых, продавец обязан соблюдать требования Закона РФ от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей».
Для того, чтобы максимально обезопасить потребителя, в Техническом регламенте Таможенного союза – ТР ТС 009/2011 зафиксированы определенные требования к парфюмерно-косметической продукции, которые распространяются на всю территорию государств - членов таможенного союза. Ведь только при условии, что данная продукция изготовлена из качественного сырья, безопасна для здоровья и полностью соответствуют заявленным характеристикам, она приносит покупателю пользу. В противном случае косметика может не только не оказать желаемого эффекта, но и навредить.
Согласно требованиям того же регламента, безопасность парфюмерно-косметической продукции должна подтверждаться декларацией о соответствии, либо свидетельством о государственной регистрации.
В соответствии с п.12. Правил продажи отдельных видов товаров (утв. Постановлением Правительства РФ от 19.01.1998 г. № 55) продавец обязан по требованию потребителя ознакомить его с товарно-сопроводительной документацией на товар, содержащей сведения о его соответствии требованиям законодательства Российской Федерации о техническом регулировании. Предъявляемые документы должны быть заверены подписью и печатью поставщика или продавца с указанием его места нахождения (адреса) и телефона. Отсутствие, вышеуказанных документов, а также отсутствие информации о товаре и изготовителе ставит под сомнение качество, безопасность и происхождение реализуемого товара.
Также продавец парфюмерно-косметических изделий должен предоставить покупателю возможность ознакомиться с запахом духов, одеколона, туалетной воды, а также другими свойствами и характеристиками реализуемых товаров. При этом могут использоваться пропитанные соответственной жидкостью лакмусовые бумажки, а также предоставляемые изготовителем образцы-тестеры.
Если товар находится в целлофановой упаковке или обернут фирменной лентой, то продавец должен предложить покупателю проверить содержимое упаковки, сняв целлофан или фирменную ленту. По требованию покупателя, продавец обязан в его присутствии проверить работу аэрозольной упаковки. Кроме того, продавец обязан передать товар покупателю с таким расчетом, чтобы он мог быть использован им по назначению до истечения срока годности.
Маркировка, упаковка и состав сырья также должны соответствовать стандартам безопасности и качества, обеспечивать сохранность продукции при заявленных условиях хранения и транспортировки, а также содержать исчерпывающую информацию о косметическом средстве.
Поэтому, при выборе косметики потребителю необходимо внимательно изучить маркировку товара, которая должна содержать:
- наименование, название парфюмерно-косметической продукции и ее назначение;
- наименование изготовителя и его местонахождение (юридический адрес, включая страну);
- страну происхождения (если страна где расположено производство продукции не совпадает с юридическим адресом изготовителя);
- наименование и место нахождения организации (юридический адрес), уполномоченной изготовителем на принятие претензий от потребителя;
- номинальное количество (объем или масса) продукции в потребительской таре (для мыла твердого туалетного – номинальная масса куска, на момент упаковки) за исключением парфюмерно-косметической продукции номинальной массой менее 5 г, или номинальным объемом менее 5 мл, или пробника парфюмерно-косметической продукции;
- цвет и/или тон (для декоративной косметики и окрашивающих средств);
- массовую долю фторида (% или мг/кг) для средств гигиены полости рта, содержащих соединения фтора;
- дату изготовления и срок годности;
- особые меры предосторожности (при необходимости) при применении продукции;
- номер партии или специальный код, позволяющие идентифицировать партию ПКП;
- список ингредиентов и др. (список ингредиентов может быть представлен либо на государственном языке, либо в соответствии с международной номенклатурой косметических ингредиентов (INCI) с использованием букв латинского алфавита).
Совершая выбор косметики, необходимо быть уверенным в своем выборе, так как право на обмен товара надлежащего качества на парфюмерно-косметические изделия, не распространяется.
Вернуть такой товар в магазин, либо воспользоваться другими правами, предусмотренными ст. 18 Закона «О защите прав потребителей», можно только в том случае, если в нем есть недостатки, либо если при покупке ему не была предоставлена необходимая и достоверная информация о товаре. При этом покупатель вправе потребовать также полного возмещения убытков, причиненных ему вследствие продажи товара ненадлежащего качества.