САНИТАРНО-ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКАЯ СЛУЖБА В КУРСКОЙ ОБЛАСТИ В ГОДЫ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ

Существенные корректировки в жизнь страны внесла Великая Отечественная война.

В годы Великой Отечественной войны санитарная служба выдержала трудные испытания и подтвердила правильность принятых в нашей стране принципов противоэпидемической работы. Особенно строго решался вопрос питания войск. Обращалось внимание не только на разнообразие питания, но и на содержание витаминов в суточном рационе. Немаловажными были вопросы гигиены водоснабжения, мероприятия по очистке и обеззараживанию воды. Работа санитарно-эпидемиологической службы включала проведение санитарно-эпидемиологической разведки; профилактику инфекционных заболеваний, особенно сыпного и брюшного тифа, дизентерии; противоэпидемическое обеспечение людских перевозок и предупреждение распространения посредством железнодорожного транспорта инфекционных заболеваний.

В победе нашего народа в Великой Отечественной войне немаловажную роль сыграли врачи и медицинские работники, возвращавшие в строй солдат и офицеров Красной армии. Большое значение придавалось профилактической медицине в работе врачей-гигиенистов и эпидемиологов, обеспечивающих гигиеническую и противоэпидемическую защиту войск. В годы Великой Отечественной войны санитарная служба выдержала трудные испытания и подтвердила правильность принятых в нашей стране принципов противоэпидемической работы.

dovoennyy_kursk.jpg

Довоенный Курск

 

К 1941 году на территории Курской области работало 1760 санэпидстанций, сотрудники которых самоотверженно работали как на линии фронта, так и в тылу. Многие участвовали в военных действиях и награждены орденами и медалями, другие  оказывали помощь раненым, проводили масштабные противоэпидемические мероприятия, понимая их решающее значение. 

В связи с необходимостью в принятии срочных и действенных мер 2 февраля 1942 года Государственный Комитет обороны СССР принял постановление «О мероприятиях по упреждению эпидемических заболеваний в стране и в Армии». В постановлении предусматривался комплекс противоэпидемических мероприятий, в основном среди гражданского населения, а для повышения оперативности руководства мероприятиями на местах создавались штабные полномочные противоэпидемические комиссии, в состав которых вошли представители государственной власти, местных органов здравоохранения, внутренних дел, командования и медицинской службы военных частей и соединений.

Основная тяжесть борьбы с возникновением эпидемических очагов легла на плечи работников санитарно-эпидемиологических станций и медицинских работников лечебно-гигиенического звена.

По постановлению бюро обкома ВЛКСМ в августе 1941-го в Курской области были организованы комсомольские санитарные дружины, которые активно помогали медперсоналу - как в оказании первой помощи, организации питания раненых, так и в обеспечении гигиены и санитарии. 10 комсомолок-сандружинниц были награждены медалями "За боевые заслуги".

29 августа 1941 года вражеская авиация подвергла первой бомбежке Курский железнодорожный узел. С этого дня немецкие самолеты почти ежедневно появлялись над городом.

 

zhd_vokzal.jpg

Курский железнодорожный вокзал

 

zenitchiki_ohranyayut_nebo_nad_zhd_vokzalom_i_gorodom.jpg

Зенитчики охраняют небо над городом. Железнодорожный вокзал.

 

Гитлеровцы рвались к Москве, поэтому очень важно было оттянуть на себя хотя бы часть вражеских сил. Более месяца части 2-й гвардейской стрелковой дивизии, полки народного ополчения и истребительные батальоны задерживали вражеские войск на дальних подступах к городу. С каждым днем фронт приближался.

За город велись ожесточенные бои, но силы были неравными, в ночь на 3 ноября 1941 года Курск был оставлен нашими войсками . Свыше 450 дней и ночей пробыли немецко-фашистские войска в Курске. Голод, разруха, расстрелы, плач угоняемых в неволю курян... Почти три тысячи расстрелянных, десять тысяч угнанных в Германию, свыше десяти тысяч умерших от голода - вот кровавый след оккупации. Но и в оккупации куряне вели активную борьбу против немецко-фашистских захватчиков. Жители города оказывали поддержку партизанам, помогали попавшим в плен советским офицерам и солдатам вырваться из фашистской неволи.

В условиях длительной оккупации, которой подвергся Курск, в период с начала ноября 1941-го до февраля 1943 года не прекращалась работа по медико-санитарному обслуживанию проходящих воинских частей, по организации санитарного порядка в районах и по борьбе с острозаразными заболеваниями.

В это время в Курске и населенных пунктах области в результате голода, скученности и антисанитарии вспыхнула эпидемия сыпного тифа. В отсутствие медицинской помощи большинство больных сыпным тифом жителей не были госпитализированы и оставались дома. За период оккупации переболели инфекционными заболеваниями 44,2 тысячи человек, от сыпного тифа и других инфекционных заболеваний погибло свыше 11 тысяч жителей Курска (или 25% от общего числа заболевших).

1_1.png

Курск, октябрь 1941 года

 

Смертность среди населения имела огромные масштабы - фактически умирало вдвое больше, чем рождалось. Если до фашистской оккупации в Курске было 140 тысяч жителей, после нее осталось 90.

В январе 1943 г. в докладе Курского обкома партии о зверствах гитлеровцев во время оккупации наряду с другими фактами было указано, что в селе Васильевке Октябрьского района фашисты сожгли находившихся в концлагерях 76 советских граждан только за то, что среди них были обнаружены двое заболевших тифом.

Разгром гитлеровских войск в районе Сталинграда приблизил час освобождения Курска. В конце января 1943 года войска Воронежского фронта прорвали оборону противника и развернули наступление на курском направлении. 25 января был освобожден Воронеж, 28 января - Касторное. К исходу 6 февраля 1943 года 60-я армия Воронежского фронта вышла на подступы к Курску. Командующий армией генерал И. Д. Черняховский создал для овладения городом две ударные группы: одна должна была наступать в обход Курска с севера, другая обходила город с юга. Утром 7 февраля части Красной Армии подошли к укреплениям курского обвода, в тот же день прорвали их, а в 5 часов утра овладели станцией Курск. Одновременно с разных сторон в город ворвались и другие подразделения. Завязались уличные бои. Преодолевая сопротивление немецко-фашистских частей, советские воины продвигались к центру города с севера - со стороны Знаменки, с северо-востока - от вокзала, через реку Тускарь и Ямскую гору и с юга - через Стрелецкую слободу, к городской железнодорожной ветке. В различных местах города - около медицинского института, на улицах Мясницкой, Горького, на Красной площади и других - происходили короткие стычки. Из домов выбивали спрятавшихся немецких автоматчиков. К вечеру 8 февраля 1943 года город был полностью освобожден. В честь героев многие площади были названы их именами: пл. Перекальского, пл. Рокоссовского, ул. Черняховского.

20 февраля 1943года Курский облисполком вынес постановление «О санитарно-оздоровительных мероприятиях», в соответствии с которым все трудоспособное население было мобилизовано в 5-дневный срок для работ по захоронению трупов вражеских солдат, уборке трупов павших животных, очистке улиц, жилых и заброшенных домов, учреждений, квартир и дворов от захламления, мусора и нечистот, по всем учреждениям, жилуправлениям и частным домам была произведена очистка и хлорирование имеющихся уборных, помойных ям, мусорных ящиков, а при необходимости – построены новые.

Борьба с инфекциями и, в частности, с тифом подразумевала целый комплекс неотложных мер, в числе которых наиглавнейшей была санитарная очистка территорий городов и районов, и в первую очередь прилегающих к водоисточникам.

Мобилизованные жители области приводили в порядок водоисточники, в первую очередь колодцы, снабжали их крышками и общественными ведрами. В декадный срок планировалось отремонтировать имеющиеся бани. В местах, где бани отсутствовали или испытывался недостаток в них, вблизи водоисточников монтировались душевые установки и временные обмывочные пункты. В 10-дневный срок планировалось восстановить работу Курского водопровода и бани №1.

В октябре 1943 г. по путевке Наркомздава РСФСР прибыл в Курск Метлицкий Николай Васильевич, где назначен на должность заместителя заведующего облздравотделом по санитарной работе. Им проделана большая работа по ликвидации эпидемических заболеваний, оставшихся после немецкой оккупации.

17 марта 1944 г.  бюро исполкома ВКП (б) утвержден областным госсанинспектором и зам. заведующего облздравотделом, работал до 12 декабря 1946 г.

2_0.png

Для предотвращения проникновения эпидемии из тыла в армию медиками взяты под контроль места массовых скоплений населения, особенно на железнодорожном транспорте, где строго контролировалась фильтрация здоровых и больных. На крупных узловых железнодорожных станциях создаются санитарно-контрольные обсервационные и изоляционно-пропускные пункты для осмотра поездов, вагонов, пассажиров, проведения санитарной обработки, изоляции заболевших и по­дозреваемых в инфекционные больницы. На территории области, в том числе в местах дислокации военных частей, были организованы обмывочные пункты и дезинфекционные камеры. В частности, на железнодорожные станции Михайловская и при Свободинской районной больнице.

На 12 важнейших железнодорожных дорогах страны, в т.ч. и Московско-Курской ж.д. имелись государственные санитарные инспекторы, наделенные большими полномочиями: их действия можно было опротестовать только в Москве. О масштабах противоэпидемических мероприятий, выполненных на железных дорогах страны, свидетельствуют данные, приведенные наркомом здравоохранения ССС Г.А. Митеревым: только за 10 месяцев 1943 года осмотрено 12163 поезда, около 2-х миллионов пассажиров. Санитарную обработку в специальных санпропускниках прошли свыше 5 миллионов человек. Медики обнаружили в поездах и направили в больницы 69 тысяч больных, еще 30 тысяч человек поместили в вагоны-изоляторы. Эта фильтрация населения в период его массовой миграции позволила предотвратить возможные эпидемии сыпного тифа.

 

3_1.jpg

Военный санитарный поезд

С 15 марта 1943 года на территории Курской области развертывается сеть эпидемиологических учреждений. Областная санитарно-эпидемиологическая станция располагалась в г. Курске, по ул. Ленина, д. 17 и состояла из 21 работника.

 

4_0.jpg

Дом №17 раньше был пониже, до четырёх этажей его довели позднее, соединив с соседним  (№15)

7_1.jpg

1943 год, Здание городской бани на ул. Почтовая, д.3 (ныне ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Курской области)

 

Особой строкой в историю нашего края вписана Курская битва 1943 года, крупнейшее танковое сражение, которое явилось коренным переломом в ходе Великой Отечественной войны.

Курская битва - самое крупное танковое сражение в истории; в нём участвовали около двух миллионов человек, шесть тысяч танков, четыре тысячи самолётов.

Сражение является важнейшей частью стратегического плана летне-осенней кампании 1943 года, согласно советской и российской историографии включает в себя: Курскую стратегическую оборонительную операцию (5-23 июля), Орловскую (12 июля - 18 августа) и Белгородско-Харьковскую (3-23 августа) стратегические наступательные операции. Битва продолжалась 49 дней. Немецкая сторона наступательную часть сражения называла операция "Цитадель".

В результате наступления по плану "Кутузов" была разгромлена орловская группировка немецких войск и ликвидирован занимаемый ею орловский стратегический плацдарм. В ходе операции "Полководец Румянцев" прекратила своё существование белгородско-харьковская группировка немцев и был ликвидирован этот важнейший плацдарм. Коренной перелом в ходе Великой Отечественной войны, начатый под Сталинградом, был завершен в ходе Курской битвы и сражения за Днепр, а в ходе последовавшей Тегеранской конференции по инициативе Ф. Рузвельта уже обсуждался составленный им лично "2 месяца тому назад план расчленения Германии на пять государств".

После завершения битвы стратегическая инициатива окончательно перешла на сторону Красной Армии, которая продолжала освобождать страну от немецких захватчиков и до окончания войны проводила в основном наступательные операции. 23 августа является Днём воинской славы России - День разгрома советскими войсками немецко-фашистских войск в Курской битве (1943 год).

Армейские и фронтовые гигиенисты принимали деятельное участие в очистке полей битв и захоронении трупов воинов, погибших в бою. При отступлении немецко-фашистских войск решалась и задача захоронения трупов вражеских солдат и офицеров. Опыт войны говорит, что единственным оправдавшим себя на практике методом рациональной санитарной очистки полей сражения является почвенное обеззараживание трупов людей и животных, а также других санитарно-опасных объектов, удаление и обеззараживание нечистот, и другие мероприятия по дезинфекции, дезинсекции и дератизации в населенных пунктах.

 

kladbishche_nemeckih_tankov_pod_kurskom.jpg

Кладбище немецких танков под Курском

 

Сразу же после освобождения Курской области от гитлеровцев органы исполнительной власти, здравоохранения начали принимать самые срочные меры по восстановлению сети медицинских учреждений и проведению противоэпидемических мероприятий. Необходимо было восстанавливать практически всю медико-профилактическую базу на бывшей оккупированной территории: больницы, поликлиники, санатории, лаборатории, жилье.

По данным, предоставленным Государственным архивом Курской области, всего учреждениям здравоохранения в регионе было причинено ущерба на сумму 85 942 000 рублей. Только в областном центре убытки от разрушений и грабежа имущества лечебных учреждений исчислялись в 18 345 000 рублей. Были сожжены самые лучшие лечебно-профилактические учреждения области: детские ясли, женские и детские консультации, родильные дома, областная поликлиника, станция переливания крови. Сумма ущерба, нанесенного инфекционной больнице им. Семашко составляла 616,8 тыс. рублей, областной туберкулезной больнице – 443 тыс. рублей, областному санитарно-бактериологическому институту – 80,4 тыс. рублей и т.д.

Для восстановления разрушенной лечебно-профилактической сети требовалось время, а необходимость противостоять возможным эпидемиям была уже сегодня. После освобождения Курска в городе и области были широко распространены кишечные инфекции, венерические болезни, скарлатина, корь. Разрушенные города и села, заваленные грязью и трупами колодцы, бездействовавшие водопроводные и канализационные сооружения, покрытые отбросами земли, голод, снизивший сопротивляемость организма к инфекционным болезням – все это уже характеризовало санитарно-эпидемиологическую обстановку как крайне неудовлетворительную, что должно было неминуемо сказаться на дальнейшем повышении заболеваемости населения возникновении эпидемий.

 

 

9_1.jpg

Руины города Курска

 

Тяжелое санитарно-эпидемиологическое состояние Курской области, оставшееся в наследие от полуторагодичной фашистской оккупации, разрушенная сеть медико-санитарных учреждений, почти полное отсутствие санитарно-профилактической и противо­эпидемической работы в занятых немцами районах области – создали чрезвычайно трудные, граничащие с катастрофическими в эпидемическом отношении условия, особенно в районах, находящихся непосредственно в фронтовой и прифронтовой полосе. В результате огромной скученности, масштабной миграции и голода и лишений, ряд районов - Конышевский, Фатежский, Дмитриевский, Льговский, Суджанский – дали колоссальную заболеваемость сыпным тифом; Михайловский дал резкий рост заболеваемости брюшным тифом; в Льговском, Суджанском, Конышевском и ряде других районов отмечена высокая заболеваемость дифтерией.

Все это налагало на медицинских работников области, особенно в сельских районах, огромную ответственность, большую напряженность, настороженность – и они вели четкую, бесперебойную, подлинно по-военному организованную, противоэпидемическую работу с широким вовлечением в нее, помимо всех медработников, широких масс населения.

Сегодня мы понимаем, что восстановление страны, ее благополучие и оздоровление, дальнейшее ее развитие и расцвет – это огромная заслуга наших предшественников, наших коллег, которые,  не жалея сил и времени, в труднейших условиях самоотверженно выполняли свой профессиональный долг.

 B марте 1945 года в ряде районов области имели место вспышки сыпного тифа. Проверки на местах, произведенные представителями облздравотдела, показали, что вспышки возникли в результате отсутствия подворных обходов медработниками и общественными санитарными уполномоченными, поздней госпитализации, несвоевременной и некачественной дезобработки), в результате чего путем контакта тиф от первых случаев перерастал во вспышку. Местными фельдшерами первые случаи тифа диагностировались как «грипп», «малярия» и прочие.

Зарегистрированные вспышки тифа подстегнули санэпидстанцию и облздравотдел установить график выезда участковых врачей на ФАПы (не реже двух раз в месяц), обеспечить в декадный срок подготовку медсестер (одну на колхоз), подготовив их, в том числе, по термометрии, организации выявления лихорадящих, методам сандезобработки очагов инфекции и контактировавших с ним, последующим профилактическим мероприятиям.

Актуален в этот период и своевременный выезд госсанинспекторов в очаги заболеваний. Тем не менее, рост заболеваемости сыпным тифом отмечался в области, в отдельных районах – в виде массовых случаев. В подобной ситуации, как в силу объективных обстоятельств, так и субъективных причин, находилось большинство городов и поселков, переживших оккупацию и разруху. Тщательное эпидрасследование по поводу каждого случая сыпного тифа, развертывание временных инфекционных стационаров в населенных пунктах для госпитализации больных, должный санитарный порядок в школах, общежитиях коммунально-бытовых учреждениях – все это при соответствующем выполнении должно было предотвратить дальнейшее распространение тифа. Трудно, не сразу, но благодаря хорошей организации дезинфекции, постоянному наблюдению за очагами было достигнуто значительно снижение заболеваемости сыпным тифом. Как гласит статистика: в 1944 году по области отмечено 52,5 случаев на 10 000 населения, в 1945 г. - уже 15,7 случая, в 1946 г. – только 6, то есть на 7,3% меньше, чем в довоенном 1940 году.

Все организационные меры наряду с повышением требовательности к медицинским работникам и усилением контроля выполнения противоэпидемических мероприятий, привели к последующему снижению и ликвидации заболеваемости тифом, другими кишечными инфекциями, инфекционными заболеваниями, связанными с условиями жизни, труда, питания и водоснабжения населения. Тем не менее, несмотря на улучшение санитарного состояния и благоустройство объектов в отдельных городах и поселках, санитарное оздоровление и благоустройство других по-прежнему требовало постоянного  внимания со стороны санитарных врачей и эпидемиологов.

В 1945 году масштаб предстоящей работы был огромен, но это было достижимо и желаемо всеми.  Благодаря стойкости курян, защищавших Родину в боях и самоотверженно трудившихся в тылу, потрясающей солидарности во время войны и всеобъемлющему стремлению к созиданию после Победы, восстановление страны и дальнейшее ее благоустройство и оздоровление были лишь делом времени.

Годы Великой Отечественной войны показали высочайшую значимость санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий, важную роль санитарных врачей и эпидемиологов, благодаря деятельности которых обеспечивалось санитарно-эпидемиологическое благополучие в армии и в тылу.