Права потребителя гостиничных услуг

В сфере гостиничного обслуживания основными законодательными актом в области защиты прав потребителей является Закон РФ «О защите прав потребителей», а также Правила предоставления гостиничных услуг в Российской Федерации, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 25.04.1997 № 490 (далее - Правила).

Порядок классификации гостиниц и обязательные требования, которые должны соблюдать гостиницы любой категории.

 

Право потребителя на информацию:

В соответствии с ними на вывеске организации должны быть указаны ее наименование с указанием организационно-правовой формы и места нахождения. Индивидуальный предприниматель должен указать информацию о государственной регистрации и наименовании зарегистрировавшего его органа. На вывеске также должна быть информация о режиме работы. Оформление прибывающих и отбывающих гостей должно производиться в гостиницах круглосуточно.

В помещении, предназначенном для оформления проживания, в удобном для обозрения месте должны быть представлены:

1) сведения об исполнителе и номер его контактного телефона;

2) сведения об услугах, которые должны включать:

- цену номеров (места в номере), в том числе почасовой тариф, если он установлен исполнителем;

- указание на форму и порядок оплаты услуг, в том числе в случае несоблюдения сроков их исполнения;

- перечень услуг, входящих в цену номера (места в номере);

- перечень и цену дополнительных услуг, оказываемых за отдельную плату;

- предельный срок проживания в гостинице, если он установлен исполнителем;

- перечень категорий лиц, имеющих право на получение льгот, и перечень таких льгот;

- порядок проживания в гостинице;

- сведения о работе размещенных в гостинице предприятий общественного питания, торговли, связи, бытового обслуживания и др.

Также в удобном для обозрения месте должно быть вывешено свидетельство о присвоении гостинице соответствующей категории (если категория присваивалась), Правила оказания услуг и извлечения из государственного стандарта, устанавливающего требования в области оказания услуг;

3) сведения об органе по защите прав потребителей при местной администрации, если такой орган имеется.

В каждом гостиничном номере должна быть размещена информация о порядке проживания в гостинице, правилах противопожарной безопасности и правилах пользования электробытовыми приборами.

Согласно ст. 426 ГК РФ (Публичный договор) договор гостиничного обслуживания является публичным договором. Все условия договора, включая цену услуг, должны быть одинаковыми для всех потребителей, за исключением случаев, когда законодательством допускается предоставление каких-либо льгот. Прямым нарушением законодательства является установление дифференцированной цены услуг для российских жителей и иностранцев.

Потребитель, согласно ст. 32 Закона, п. 20 Правил, может воспользоваться своим правом и расторгнуть договор в любое время, оплатив при этом только за время фактического проживания, согласно порядку оплаты номеров в гостинице.

Право потребителей на надлежащее качество услуг

Исполнитель отвечает за сохранность вещей потребителя в пределах гостиницы. Однако за утрату денег, иных валютных ценностей, ценных бумаг и других драгоценных вещей гостиница отвечает при условии, если они были приняты ею на хранение, либо были помещены постояльцем в предоставленный гостиницей индивидуальный сейф.

Объявление гостиницы о том, что она не несет ответственности за сохранность вещей постояльцев, не освобождает ее от ответственности.

Обнаружив недостатки, потребитель вправе по своему выбору потребовать уменьшения цены оказанной услуги, либо безвозмездного устранения недостатков.

Требование об уменьшении цены оказанной услуги должно быть исполнено в течение 10 дней с момента его предъявления, а об устранении недостатков - в течение часа.