Права потребителей при проезде на железнодорожном транспорте
Отношения, возникающие между потребителем и перевозчиком при оказании услуг по перевозке пассажиров на железнодорожном транспорте регулируются:
- Федеральным Законом РФ от 10.01.2003 N 18-ФЗ «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации;
- Законом РФ от 07.02.1992г. № 2300-I «О защите прав потребителей» (далее – Закон о защите прав потребителей);
- Правилами оказания услуг по перевозкам на железнодорожном транспорте пассажиров, а также грузов, багажа и грузобагажа для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, утверждёнными Постановлением Правительства РФ от 02.03.2005г. № 111 (далее – Правила № 111).
Пассажир - лицо, совершающее поездку в поезде по действительному проездному документу (билету) либо имеющее проездной документ (билет) и находящееся на территории железнодорожной станции, железнодорожного вокзала или пассажирской платформы непосредственно перед указанной поездкой или непосредственно после нее.
Законами и Правилами установлены права потребителя при поездке на ж/д транспорте, а также при заключении договора на перевозку (при покупке билета на поезд), а именно:
- провозить бесплатно 1 ребенка в возрасте не старше 5 лет, если он не занимает отдельного места, а также детей в возрасте 5-7 лет с оплатой в соответствии с льготным тарифом;
- сдавать для перевозки багаж, делать остановку в пути следования с продлением срока действия билета не более, чем на 10 суток;
- продлевать срок действия билета в случае болезни в пути следования на время болезни, подтвержденной документами лечебного учреждения, выезжать (при наличии свободных мест) поездом, отходящим ранее поезда, на который приобретен билет, с отметкой об этом в железнодорожной кассе.
На железнодорожных станциях, железнодорожных вокзалах, в поездах перевозчик обеспечивает бесплатное, своевременное предоставление пользователям услугами (в наглядной и доступной форме) достоверной информации, в том числе:
- перечень работ и услуг, их стоимость;
- наименование и место нахождения (юридический адрес) перевозчика, местонахождения подразделения перевозчика, уполномоченного принимать и рассматривать претензии, предъявляемые к перевозчику;
- стоимость проезда пассажиров и провоза ручной клади сверх установленной нормы, а также перевозки грузов, багажа, грузобагажа;
- время отправления и прибытия поездов;
- сроки продажи проездных документов (билетов);
- перечень вещей (предметов), запрещенных к перевозке и хранению в качестве ручной клади, багажа, грузобагажа;
- время работы билетных и багажных касс, товарных контор и камер хранения ручной клади;
- расположение вокзальных помещений, мест общего пользования железнодорожных станций, предназначенных для обслуживания пассажиров, работы с багажом, грузобагажом, и мест взвешивания ручной клади;
- перечень категорий граждан, которым предоставляется право бесплатного проезда или право оплаты проезда со скидкой в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации;
- перечень сервисных услуг, входящих в стоимость проезда в вагонах повышенной комфортности.
При возврате неиспользованного проездного документа (билета) на поезд дальнего или местного следования в железнодорожную билетную кассу пассажир имеет право:
- не позднее, чем за 8 часов до отправления поезда получить обратно деньги в размере стоимости проезда, состоящей из стоимости билета и стоимости плацкарты;
- менее чем за 8 часов, но не позднее, чем за 2 часа до отправления поезда получить обратно деньги в размере стоимости билета и 50 процентов стоимости плацкарты;
- менее чем за 2 часа до отправления поезда получить обратно деньги в размере стоимости билета.
Проездной документ не принимается к возврату при опоздании пассажира на поезд более 12 часов на поезда формирования Российской Федерации и 3-х часов на поезда формирования стран СНГ и Балтии.
Возврат причитающихся средств за неиспользованный проездной документ производится при предъявлении документа (удостоверяющего личность пассажира), номер которого указан в проездном документе. В других случаях переоформление поездки не производится.
Кроме того, каждый пассажир имеет право бесплатно перевозить с собой на 1 билет кроме мелких вещей ручную кладь весом не более 36 килограммов (для вагонов с 2-местными купе (СВ) - 50 килограммов), размер которой по сумме 3 измерений не превышает 180 см. Указанная ручная кладь независимо от рода и вида упаковки должна быть размещена в специально отведенных для этого местах таким образом, чтобы она не мешала другим пассажирам.
Каждый пассажир имеет право за плату перевозить в поезде мелких домашних животных, собак и птиц.
Каждый пассажир имеет право при предъявлении билета сдать за плату для перевозки багаж, а перевозчик обязан принять его и отправить ближайшим поездом соответствующего назначения, в котором имеется вагон, предназначенный для перевозки багажа, грузобагажа.
В случае нарушения Ваших прав, а также в случае задержки поезда, Вы вправе предъявить перевозчику претензию. Перевозчик обязан рассмотреть полученную претензию и о результатах её рассмотрения уведомить (в письменной форме) Вас в течение 30 дней, с даты получения претензии.
За задержку отправления поезда или за опоздание поезда на железнодорожную станцию назначения, за исключением перевозок в пригородном сообщении, перевозчик уплачивает Вам штраф из расчета 3 процентов стоимости проезда за каждый полный час задержки отправления или опоздания поезда. При этом задержка отправления или опоздания поезда менее чем на 1 час в расчет не принимается.