О правовом регулировании сервисов по заказу услуг такси

Перевозка пассажиров и багажа легковым такси осуществляется на основании публичного договора, заключаемого пассажиром непосредственно с водителем легкового такси, действующим от имени и по поручению фрахтовщика или, если водитель является индивидуальным предпринимателем, от собственного имени, или путем принятия к выполнению исполнителем заказа фрахтователя. Это требование     п. 79 «Правил перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 01.10.2020 года № 1586.

С 1 января 2019 года в Законе РФ от 7 февраля 1992 года № 2300-1 «О защите прав потребителей» появилось понятие - владелец агрегатора информации о товарах (услугах).

Внесенные в Закон дополнения обязали агрегатора информировать потребителя о продавце либо исполнителе услуг, который и должен нести ответственность за качество товаров и услуг, а также установили основы ответственности для самого оператора онлайн-платформы.

Функция интернет-платформы сводится к предоставлению принадлежащих ей номеров, на которые поступает информация о заказах, а также к размещению информации, полученной и обработанной операторами службы, на электронной площадке и обеспечению доступа перевозчиков к данной площадке. Информационный ресурс, предоставляемый в распоряжение перевозчиков, представляет собой систематизированную базу актуальных заявок на оказание услуг по перевозке, которой пользуются не только профессиональные перевозчики, но и водители такси, которые самостоятельно регистрируются в налоговом органе и получают разрешение на осуществление автомобильных перевозок.

В ст. 9 Закона «О защите прав потребителей» установлена обязанность владельца агрегатора предоставлять потребителю следующую информацию о себе и исполнителе услуги. Указанную информацию владелец агрегатора доводит до сведения потребителей посредством ее размещения на сайте и (или) странице сайта в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".

Владелец агрегатора, предоставивший потребителю недостоверную или неполную информацию об услуге или исполнителе, на основании которой потребителем был заключен договор возмездного оказания услуг с исполнителем, несет ответственность за убытки, причиненные потребителю вследствие предоставления ему такой информации (ст. 12 Закона № 2300-1).

В соответствии со ст. 717 (отказ заказчика от исполнения договора подряда), 782 (односторонний отказ от исполнения договора возмездного оказания услуг) ГК РФ и ст. 32 (право потребителя на отказ от исполнения договора о выполнении работ (оказании услуг) Закона «О защите прав потребителей» пассажир вправе в любой момент отказаться от исполнения договора перевозки при условии оплаты исполнителю суммы фактически понесенных им расходов. Основанием расторжения договора на оказание услуг по перевозке может быть соглашение сторон, обнаружение существенных недостатков или существенных отклонений от условий договора (ст. 450 ГК РФ, ст. 29 Закона № 2300-1).

Потребитель имеет право на возмещение причиненных исполнителем убытков (ст. 13 Закона № 2300-1), вреда, причиненного жизни или здоровью пассажира в результате предоставления некачественных услуг перевозки или предоставления ненадлежащей информации об услуге (ст. 14 Закона № 2300-1).

Моральный вред, причиненный перевозчиком пассажиру в результате нарушения его прав, подлежит компенсации в размере, определяемом судом. Компенсация морального вреда осуществляется независимо от возмещения имущественного вреда и понесенных пассажиром расходов (ст. 15 Закона № 2300-1).

В то же время перевозчик освобождается от ответственности за неисполнение обязательств или за ненадлежащее исполнение обязательств, если докажет, что это произошло вследствие непреодолимой силы или нарушения потребителем установленных правил, которые он должен соблюдать (ст. 13 Закона, ст. 401 ГК РФ).

В случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств, вытекающих из договора перевозки пассажира, багажа, потребителю до подачи искового заявления следует обязательно соблюдать досудебный порядок урегулирования споров (п. 23 постановления Пленума Верховного суда РФ от 28.06.2012 № 17 «О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей»).

Пассажир имеет право на защиту своих нарушенных прав, в том числе имущественного характера, основываясь на ст. 11 ГК РФ и ст. 17 Закона РФ «О защите прав потребителей»,  в соответствии с которыми защита нарушенных прав осуществляется судом.

22_1.jpg