О возврате товаров, приобретенных на маркетплейсах в дни распродаж
Традиционно в ноябре стартуют две грандиозные распродажи: «Всемирный день шопинга», который отмечается 11 ноября, и «Черная пятница», которая традиционно проходит в последнюю пятницу ноября. Большое количество покупок в дни распродаж совершается на маркетплейсах (так называемых агрегаторах), это удобно, так как можно выбрать товар и заказать его не выходя из дома.
Для потребителей дни распродаж - отличная возможность приобрести товар с очень хорошей скидкой, важно только не потерять голову и не купить лишнего. Однако если это все же произошло, то потребитель должен знать, что от товаров, приобретенных дистанционно на маркетплейсах по сниженной цене в дни распродаж можно отказаться. Заявления продавцов о том, что такие товары обмену и возврату не подлежат, не законны.
Продажа товаров дистанционным способом регламентируется положениями Закона РФ от 07.02.1992 г. №2300-1 «О защите прав потребителей» (далее - Закон) и Правилами продажи товаров по договору розничной купли-продажи, утверждёнными постановлением Правительства Российской Федерации № 2463 от 31.12.2020 г.
Согласно ст. 26.1 Закона, от товара, приобретенного дистанционно, в том числе в дни распродаж, можно отказаться в любое время до передачи товара продавцом потребителю, и в течение семи дней после получения товара.
В случае если информация о порядке и сроках возврата товара надлежащего качества не была предоставлена в письменной форме в момент доставки товара, потребитель вправе отказаться от товара в течение трех месяцев с момента передачи товара.
Возврат товара надлежащего качества возможен в случае, если сохранены его товарный вид, потребительские свойства.
Потребитель не вправе отказаться от товара надлежащего качества, имеющего индивидуально-определенные свойства.
При обнаружении недостатков в товарах, купленных дистанционно по акции или со скидкой потребитель имеет право:
- потребовать замены на товар этой же марки (этих же модели и (или) артикула);
- потребовать замены на такой же товар другой марки (модели, артикула);
- потребовать соразмерного уменьшения покупной цены;
- потребовать незамедлительного безвозмездного устранения недостатков товара;
- отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за товар суммы.
В случае предъявления требований потребители часто ошибаются и предъявляют требования к владельцу агрегатора (маркетплейса), а не к продавцу товара.
С 1 января 2019 г. в Закон внесены поправки, которые закрепили понятие владелец агрегатора информации о товарах (услугах), а также установили обязанности продавца и владельца агрегатора.
Итак, владелец агрегатора - это организация независимо от организационно-правовой формы либо индивидуальный предприниматель, которые являются владельцами программы для электронных вычислительных машин и (или) владельцами сайта и (или) страницы сайта в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и которые предоставляют потребителю возможность одновременно ознакомиться с предложением продавца (исполнителя) о заключении договора купли-продажи товара (договора возмездного оказания услуг), заключить с продавцом (исполнителем) договор купли-продажи (договор возмездного оказания услуг), а также произвести предварительную оплату указанного товара (услуги) путем перевода денежных средств владельцу агрегатора в рамках применяемых форм безналичных расчетов.
Поправки в Закон обязали владельцев агрегаторов, посредством размещения на сайте, предоставлять потребителю информацию о продавце (исполнителе услуг), а также закрепили ответственность за предоставление недостоверной информации.
Так согласно пп.1.2 п.1 ст.9 владелец агрегатора обязан довести до сведения потребителей:
- информацию о продавце (исполнителе);
- фирменное наименование;
- местонахождение;
- режим работы;
- государственный регистрационный номер записи о создании юридического лица, фамилию, имя, отчество;
- государственный регистрационный номер записи о государственной регистрации индивидуального предпринимателя.
В соответствии с п.п.2.1 п.2 ст.12, владелец агрегатора несет ответственность за убытки, причиненные потребителю вследствие предоставления недостоверной или неполной информации о товаре (услуге) или продавце (исполнителе), на основании которой потребителем был заключен договор купли-продажи (договор возмездного оказания услуг) с продавцом (исполнителем).
Если владелец агрегатора не изменяет информацию о товаре (услуге), предоставленную продавцом (исполнителем), то он освобождается от ответственности за причинённые убытки вследствие предоставления недостоверной информации.
Нововведения в законе дают возможность потребителям предъявлять претензии к владельцам агрегаторов, если причинённые убытки связаны с упущением с их стороны. Такая ответственность для владельцев агрегаторов служит поводом более осмотрительно подходить к выбору продавцов, а потребители в свою очередь могут рассчитывать на получение качественного товара.
