Новые правила предоставления медицинскими организациями платных медицинских услуг

В настоящее время люди всё чаще обращаются в специализированные организации за получением платных медицинских услуг. Зачастую лечение там оказывается достаточно дорогостоящим. Что необходимо знать потребителю, чтобы получить квалифицированную помощь специалиста и не переплатить за неё?

С 01 сентября 2023 года вступают в силу «Правила предоставления медицинскими организациями платных медицинских услуг», утвержденные Постановлением Правительства № 753 от 11 мая 2023 года (далее – Правила). В Правилах описаны условия, на которых клиника вправе предоставлять медицинские услуги на платной основе.

Медицинская организация, участвующая в территориальной программе, при заключении договора на платную медицинскую помощь обязана уведомить пациента о возможности получения соответствующих видов и объемов медицинской помощи без взимания платы в рамках базовой и территориальной программ государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, а также о сроках ожидания оказания бесплатной медпомощи.

В договоре должен быть дан перечень оказываемых пациенту медицинских услуг. При этом если услуги превышают объем стандарта медпомощи, медицинская организация обязана отразить это в договоре и получить письменное согласие пациента.

Если пациента устраивают сроки и условия лечения по программе госгарантий, клиника обязана предоставить помощь бесплатно и не может навязывать ее на платной основе.

Если возникла необходимость оказать услуги, не предусмотренные договором, медучреждение должно оформить с пациентом дополнительное соглашение к договору или заключить новый договор с перечислением этих услуг и их стоимости. Иначе предоставлять дополнительные услуги клиника не вправе.

Обязательным условием оказания платной медицинской помощи является предоставление потребителю следующего перечня информации:

  • информация об исполнителе и предоставляемых им платных медицинских услугах в соответствии со ст. 8-10 Закона РФ «О защите прав потребителей»;
  •  регистрационные данные: адрес клиники, ИНН, ОГРН, выписка и ЕГРЮЛ, адрес сайта;
  • методы оказания медицинской помощи и связанные с ними риски;
  • информация о лицензии на осуществление медицинской деятельности;
  • периоды приостановления деятельности медицинской организации;
  • перечень платных медицинских услуг, с указанием цен в рублях;
  • сроки ожидания оказания медицинской помощи, оказание которой осуществляется бесплатно в рамках госгарантий;
  • стандарты медицинской помощи и клинические рекомендации;
  • сроки ожидания предоставления платных медицинских услуг;
  •  сведения о медицинских работниках, участвующих в предоставлении платных медицинских услуг;
  • график работы медицинских работников;
  • образцы договоров;
  • перечень категорий потребителей, имеющих право на получение льгот, а также перечень льгот, предоставляемых при оказании платных медицинских услуг;
  • адреса и телефоны контролирующих органов.

Данная информация доводится до потребителя посредством размещения на сайте медицинской организации (при наличии) или на информационных стендах.

До заключения договора на оказание платных медицинских услуг клиника обязана уведомить потребителя в письменной форме о том, что несоблюдение рекомендаций медицинских работников может снизить качество предоставляемых услуг и отрицательно сказаться на здоровье потребителя.

Правилами установлено, что после предоставления платной услуги медицинская организация должна выдать потребителю платежный документ, даже если она освобождена от обязанности по применению контрольно-кассовой техники. Более того, при обращении потребителя медицинская организация обязана выдать документы, подтверждающие фактические расходы потребителя на оказанные медицинские услуги: копию договора, справку об оплате медицинских услуг; рецептурный бланк; документы установленного образца, подтверждающие оплату лекарственных препаратов.

Согласно Правилам, договор на оказание медицинских услуг может быть заключен дистанционно, посредством использования сети «Интернет» на основании ознакомления потребителя с предложенным исполнителем описанием медицинской услуги. При заключении договора дистанционным способом на сайте должна быть предоставлена возможность ознакомиться со следующей информацией:

а) наименование (фирменное наименование) медицинской организации либо фамилия, имя, отчество (при наличии) индивидуального предпринимателя;

б) основной государственный регистрационный номер исполнителя;

в) номера телефонов и режим работы исполнителя;

г) идентификационный номер налогоплательщика;

д) информация об оказываемой услуге (выполняемой работе), предусмотренная статьей 10 Закона Российской Федерации "О защите прав потребителей";

е) способы оплаты услуги (работы);

ж) сведения о лицензии на осуществление медицинской деятельности (номер лицензии, сроки ее действия, а также информация об органе, выдавшем указанную лицензию);

з) адреса, в том числе адреса электронной почты, по которым принимаются обращения (жалобы) и требования потребителей и (или) заказчиков.

Дистанционный договор считается заключенным со дня оформления потребителем соответствующего согласия (акцепта). По требованию потребителя медицинской организацией направляется потребителю экземпляр заключенного договора, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью уполномоченного лица исполнителя.

При обнаружении потребителем недостатков выполненной работы медицинское учреждение рассматривает и удовлетворяет заявленные требования в сроки, установленные законом «О защите прав потребителей».

Дополнительную информацию Вы можете получить на сайте ГИС ЗПП  https://zpp.rospotrebnadzor.ru/news/regional/463634.