Качество и безопасность предоставления услуг детского отдыха

 

Массовым видом летнего отдыха на территории Курской области традиционно являются лагеря с дневным пребыванием. Кроме этого отдохнуть и поправить здоровье можно в загородных оздоровительных учреждениях и особенно в санаториях, в которых в полной мере используются различные формы оздоровления.

Услуга отдыха детей в лагере регулируется в том числе, законодательством о защите прав потребителей, а значит, родители ребенка и сам ребенок являются потребителями соответствующих услуг: родители - как лица, приобретающие или имеющие намерение приобрести услуги, дети - как лица, пользующиеся услугами. 

В целях эффективного обеспечения отдыха и оздоровления детей в период летней оздоровительной кампании субъектам, оказывающим по возмездному договору с гражданами услуги в сфере детского отдыха (туризма), необходимо уделять особое значение соблюдению  законодательства в сфере защиты прав потребителей.         

Согласно положениям п. 1 ст. 7 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей» (далее – Закон № 2300-1) потребитель имеет право на то, чтобы услуга при обычных условиях ее использования была безопасна для жизни и здоровья потребителя.

Кроме того действующее законодательство обязывает летнее оздоровительное учреждение соблюдать требования Гражданского Кодекса РФ, ФЗ от 24.11.1996 г. №132-ФЗ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации», рекомендует исполнять требования соответствующих ГОСТов, в т.ч. ГОСТ Р 52887-2007 «Услуги детям в учреждениях отдыха и оздоровления», ФЗ от 30.03.1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», СанПиН 2.4.4.3155-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации работы стационарных организаций отдыха и оздоровления детей».      

Положениями ст. 4 Закона № 2300-1 также закреплено, что услуга, оказываемая по возмездному договору, помимо соответствия по качеству условиям договора (п. 1 ст. 4), обычным или конкретным (заявленным) целям ее приобретения (п.п. 2, 3 ст. 4)  должна соответствовать обязательным требованиям.     

Самые строгие требования к работе оздоровительных учреждений предъявляются к системам водоснабжения и канализации, работе пищеблоков. Контролируется качество питьевой воды, воды из водоемов в местах купания детей. Открытие оздоровительного учреждения и заезд детей разрешается только при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о его соответствии санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам. В медицинских книжках работников должны быть не только отметки о полном прохождении медицинского обследования, но и сведения об отсутствии контактов с инфекционными больными и обязательных прививках. К работе с детьми в оздоровительных учреждениях не допускаются лица, не привитые против дифтерии и кори.

Особую значимость для соблюдения санитарно-гигиенических требований в лагерях имеет гигиеническая грамотность персонала. До начала оздоровительного сезона все работники оздоровительных учреждений обязаны пройти гигиеническое обучение. Так же специальную подготовку проходят и медицинские работники, направляемые для работы в загородные оздоровительные лагеря.

 В случае причинения вреда жизни или здоровью ребенка, а также его имуществу вследствие некачественного оказания услуг, возмещение ущерба возлагается на  поставщика услуг в полном объеме (ст.14 Закона РФ от 07.02.1992 г. № 2300-1 «О защите прав потребителей»).

В случае оказания некачественных услуг, потребитель вправе по своему выбору потребовать (ст. 29 Закона РФ от 07.02.1992 г. № 2300-1 «О защите прав потребителей»):

- безвозмездного устранения недостатков оказанной услуги;- соответствующего уменьшения цены оказанной услуги;

- возмещения понесенных им расходов по устранению недостатков оказанной услуги своими силами или третьими лицами.      

Кроме того, потребитель вправе отказаться от исполнения договора об оказании услуги и потребовать полного возмещения убытков, если в установленный указанным договором срок недостатки оказанной услуги не устранены исполнителем. Потребитель также вправе отказаться от исполнения договора о выполнении работы (оказании услуги), если им обнаружены существенные недостатки выполненной работы (оказанной услуги) или иные существенные отступления от условий договора.      

Если имелся факт нарушения срока оказания услуги - срока начала и (или) окончания оказания услуги, потребитель по своему выбору вправе (ст. 28 Закона РФ от 07.02.1992 г. № 2300-1 «О защите прав потребителей»):

- назначить исполнителю новый срок;

- потребовать уменьшения цены за оказание услуги;

- отказаться от исполнения договора об оказании услуги.     

Также потребитель вправе потребовать полного возмещения убытков, причиненных ему в связи с нарушением сроков оказания услуги.

При нарушении исполнителем услуг прав потребителя, правовыми основаниями для компенсации потребителям морального вреда служат положения ст. ст. 151, 1099-1101 Гражданского Кодекса Российской Федерации и ст. 15 Закона  № 2300-1.