Как организовать режим дня школьника
Важнейшим гигиеническим принципом построения режима дня школьника является рациональная организация учебно-воспитательного процесса, при которой получение разносторонних знаний сочетается с укреплением здоровья школьников и способствует формированию целостной, востребованной обществом личности.
Основные требования к режиму дня школьников изложены в СП 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи" и СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания».
Для предупреждения переутомления школьника предельная недельная учебная нагрузка, в зависимости от длительности учебной недели, должна составлять: в 1-х - 4-х классах - 21-26 часов, в 5-х - 9-х классах - 29-36 часов, в 10-х - 11-х классах - 34-37 часов и распределяться с учетом недельной умственной работоспособности:
- в течение недели для обучающихся должен предусматриваться облегченный учебный день в среду или четверг;
- в течение учебного дня занятия по самым трудным предметам не должны проводиться на первых и последних уроках, так как утром организм ребенка находится на стадии врабатывания, а к концу учебного дня — на стадии снижения умственной продуктивности и утомления.
Учебные занятия не должны начинаться ранее 8:00 и заканчиваться позднее 19:00.
Особое внимание в организации режима дня школьника следует уделять образовательному процессу с использованием электронных средств обучения, в том числе персональных компьютеров, как при реализации основной программы обучения, так и при проведении внеурочных занятий.
Занятия в кружках с использованием персональных компьютеров должны организовываться не раньше, чем через 1 час после окончания учебных занятий в школе, и не чаще двух раз в неделю.
Продолжительность работы с персональным компьютером.
Классы |
На уроке (мин, не более) |
Суммарно в день в школе (мин, не более) |
Суммарно в день дома (включая досуговую деятельность) (мин, не более) |
1-2 кл. |
20 |
40 |
80 |
3-4 кл. |
25 |
50 |
90 |
5-9 кл. |
30 |
60 |
120 |
10-11 кл. |
35 |
70 |
170 |
Для предупреждения переутомления предусматривается проводить комплекс упражнений для глаз.
Не следует приступать к выполнению домашних заданий сразу по приходу домой из школы. Не успевший отдохнуть организм получает дополнительную нагрузку, работоспособность его понижается и на приготовление уроков затрачивается больше времени.
Продолжительность прогулок, подвижных игр и других видов двигательной активности должна составлять как минимум 3-3,5 часа в младшем возрасте и 2,5 часа у старшеклассников.
Грамотно организованный день школьника быстро приносит положительные изменения в его настроение, самочувствие и успеваемость. Подвижные игры имеют огромное значение в жизни ребенка, так как представляют собой незаменимое средство получения ребенком знаний и представлений об окружающем мире. Они влияют на развитие мышления, смекалки, сноровки, ловкости, морально-волевых качеств.
Существенное влияние на формирование правильного режима дня школьника имеют сон и питание.
У недосыпающих детей уровень работоспособности на уроках снижается на 30% по сравнению с детьми, которые соблюдают норму продолжительности сна. Согласно требованиям санитарных правил и нормативов, продолжительность ночного сна для детей 8-10 лет составляет 10 часов, 11-14 лет - 9 часов, 15 лет и старше - 8,5 часов.
В школьные годы вырабатываются многие пищевые привычки, которые влияют на здоровье во взрослой жизни. Прежде всего это формирование правильного пищевого поведения и здорового образа жизни. Для школьников рекомендуется 4-5-разовое питание, обеспечивающее суточную потребность в пищевых веществах и энергии.
При недостаточном или неправильном питании ребёнку не хватает энергии для учёбы, он быстро устаёт, становится невнимательным и раздражительным.
Таким образом, организация режима дня в повседневной жизни школьника очень важна. У ребёнка, соблюдающего правильный режим, вырабатываются условные рефлексы, и каждая предыдущая деятельность становится сигналом к последующей. Это помогает ему легко переключаться из одного состояния в другое. Чёткий режим дня помогает правильно сбалансировать рабочую деятельность и отдых, что очень важно для здоровья растущего ребёнка и его успехов в школе.