Итоги работы Консультационного центра и пунктов за 2020 год

В 2020 году Консультационным центром и пунктами ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Курской области» в районах области проводилась работа по оказанию потребителям консультационной помощи по вопросам применения законодательства в сфере защиты прав потребителей.

Для получения консультаций в различных сферах потребительских правоотношений к специалистам обратились 2515 человек, из них консультации по телефону получили 1815 человек, на личном приеме  634, с использованием средств электронной коммуникации (на электронную почту, в группе соцсети «ВК») - 66.

Наибольшее количество обращений потребителей связано:

- с продажей некачественных товаров (технически сложные товары, сотовые телефоны, мебель, пластиковые окна, обувь и т.д.) – 52,7%;

- с оказанием некачественных услуг (финансовые услуги, услуги в сфере ЖКХ, бытовые услуги и другие) – 21,3%;

- по применению законодательства о защите прав потребителей и прочим вопросам – 26%.

В связи с поступившими  обращениями граждан им оказана помощь в подготовке 100 документов, в т.ч. 40 из них подготовлены в рамках оказания бесплатной юридической помощи. Количество подготовленных претензионных документов, для досудебного урегулирования спора между субъектами, осуществляющими  торговую деятельность,  и потребителями составило 61 документ. В целях судебного разбирательства оказана помощь в составлении 35 исковых заявлений в защиту прав потребителей. В 4-х случаях подготовлены обращения для проведения контрольно-надзорных мероприятий. По результатам оказанной помощи потребителям возвращены денежные средства на общую сумму  500 тыс. рублей.

Одним из важных направлений деятельности Консультационного центра по оказанию помощи потребителям является проведение товароведческой экспертизы. Экспертиза товаров легкой промышленности (одежда, обувь, меховые изделия, изделия из кожи и т.д.) проводится как по обращениям потребителей, так и по заявлениям  субъектов предпринимательской деятельности. Всего было проведено 32 экспертизы о соответствии/несоответствии потребительских свойств товара требованиям нормативной документации в области защиты прав потребителей. По заявлениям потребителей подготовлено 29 экспертиз, в т.ч. 9 экспертиз одежды, 19 экспертиз обуви и 1 экспертиза товара народного потребления (тюль). В 3-х случаях за экспертизой обратились субъекты предпринимательской деятельности. По результатам проведенных товароведческих экспертиз выявлены производственные дефекты в 31 случае. Потребителям возвращены денежные средства в размере 174047 рублей.

Специалистами Консультационного центра и пунктов принято участие в проведении 13 тематических «горячих» линий. Тематическое консультирование осуществлялось по вопросам оказания транспортных услуг (такси и карширинг), некачественного оказания услуг общественного питания, качества и безопасности детских товаров, продажа продовольственных товаров, организации детского отдыха и т.д. Информация о проведении телефонных «горячих линий» размещалась на официальных сайтах органов местного самоуправления, сайтах образовательных учреждениях Курской области, в средствах массовой информации, а также социальных сетях.

С целью просвещения потребителей было проведено 71 мероприятие, в которых приняли участие 2276 человек. Мероприятия по повышению правовой грамотности проводились в образовательных учреждениях, в средних специальных учреждениях и среди студентов высших учебных заведениях. Совместно с Центрами социального обслуживания, Курским региональным отделением ООО «Союз пенсионеров России» им. И.Ф. Жукова организованы семинары для лиц пожилого возраста. В рамках этой работы проводились «Правовой навигатор» на базе Курской областной научной библиотеки им. Н.Н. Асеева, интеллектуальный марафон среди студентов ОБПОУ «Курский электромеханический техникум». Совместно с региональным центром финансовой грамотности Курской области в дистанционной форме проведены онлайн-семинары по вопросам «Защита прав потребителей финансовых услуг», «Банкротство граждан» и «Финансовое воспитание в семье».

Информирование граждан об их правах и обязанностях осуществлялось в виде публикаций информационных и методических материалов на сайтах различной принадлежности, в т.ч. официальных интернет-ресурсах органов  местного самоуправления, и затрагивало такие сферы, как  услуги ЖКХ, финансовые, туристические, бытовые, транспортные, образовательные услуги и услуги связи, продажу продовольственных товаров, технически сложных товаров, включая и мобильные телефоны, реализацию строительных изделий, изделий  из драгоценных металлов, одежды, мебели, игрушек, а также соблюдение прав потребителей при дистанционном способе продажи товаров.

Всего было подготовлено 80 информационно-методических материалов по различным сферам потребительских правоотношений.

Просветительская деятельность Консультационного центра  по информированию потребителей об их основных правах и способах защиты этих прав  является важным фактором в разрешении спорных ситуаций и повышения правовой грамотности среди граждан.