16+

Права потребителей при получении туристских услуг

Для организации своего отдыха мы часто обращаемся к услугам туристических фирм. При этом надеемся, что специалисты турфирм возьмут на себя все хлопоты по организации качественного и комфортабельного отдыха. Однако нередко случается, что услуги туристических фирм не соответствуют их заявленному качеству и отдых будет испорчен.Для этого следует знать свои права при организации своего отдыха.

В первую очередь следует знать, что взаимоотношения между потребителем и туроператором (турагентом) регулируются Федеральным законом от 24.11.1996 №132-ФЗ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» (далее Закон об основах туристской деятельности), Законом РФ от 07.02.1992 №2300-1 «О защите прав потребителей» (далее - Закон), а также Постановлением Правительства РФ от 18.07.2007 № 452 «Об утверждении Правил оказания услуг по реализации туристского продукта» (далее - Правила).

В соответствии с законодательством потребитель имеет право потребовать, а исполнитель обязан предоставить потребителю полную и достоверную информацию о реализуемых услугах (туристском продукте), предусмотренную пунктом 7 Правил. Например о потребительских свойствах (качестве) туристского продукта - программе пребывания, маршруте и условиях путешествия, включая информацию о средствах размещения, об условиях проживания (месте нахождения средства размещения, его категории) и питания, услугах по перевозке потребителя в стране (месте) временного пребывания, о наличии экскурсовода (гида), гида-переводчика и инструктора-проводника, об общей цене туристского продукта в рублях, о правилах и условиях эффективного и безопасного использования туристского продукта, о конкретном третьем лице, которое будет оказывать отдельные услуги, входящие в туристский продукт, если это имеет значение, исходя из характера туристского продукта и другую информацию для возможности правильного выбора туристского продукта.

Кроме того потребитель имеет право потребовать, чтобы ему предоставили информацию об исполнителе, режиме его работы (п. 1 ст. 9 и ст. 11 Закона N 2300-1, пункт 4 Правил №452).

Согласно пункту 16 Правил №452 потребитель обязан оплатить общую цену туристского продукта в порядке и в сроки, которые установлены в договоре о реализации туристского продукта, исполнитель, в свою очередь, не вправе без согласия потребителя оказывать дополнительные услуги за плату. Потребитель вправе отказаться от оплаты таких услуг, а если они оплачены, потребитель вправе потребовать от исполнителя возврата уплаченной суммы на основании пункта 3 ст. 16 Закона №2300-1 и пункта16 Правил №452.

Право выбора потребителя также заключается в том, что он согласно статье 32 Закона №2300-1 вправе в любой момент отказаться от туристского продукта при условии оплаты исполнителю фактически понесенных им расходов. Пунктом 17 Правил №452 предусмотрено, что потребитель имеет право на получение туристского продукта, качество которого соответствует обязательным требованиям, установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также договору о реализации туристского продукта. Качественной признается услуга, которая соответствует критериям, указанным в статье 4 Закона №2300-1. Прежде всего, она должна соответствовать условиям и требованиям договора о реализации туристского продукта.

В Законе №2300-1 оговорено, что потребитель имеет право на безопасность оказываемых услуг для его жизни, здоровья, имущества, окружающей среды (статья 7). В пункте Правил №452 также установлено, что услуги, входящие в туристский продукт, и процесс их оказания должны быть безопасными для жизни, здоровья, имущества потребителя и окружающей среды, а также не причинять ущерба материальным и духовным ценностям общества и безопасности государства.

Если рассмотренные выше права потребителя были нарушены, то он вправе обратиться к туристской организации с требованиями.

Претензии к качеству туристского продукта предъявляются туроператору в письменной форме в течение 20 дней с даты окончания действия договора о реализации туристского продукта и подлежат рассмотрению в течение 10 дней с даты получения претензий. В случае отказа в удовлетворении требований по претензии, то потребитель имеет право обратиться в суд для восстановления нарушенных своих прав.

Кроме того, за потребителем закреплено право предъявления требований о выплате страхового возмещения по договору страхования ответственности туроператора либо требований об уплате денежной суммы по банковской гарантии.

Основанием для выплаты страхового возмещения по договору страхования ответственности туроператора либо уплаты денежной суммы по банковской гарантии является факт причинения туристу и (или) иному заказчику реального ущерба по причине неисполнения туроператором своих обязательств по договору о реализации туристского продукта в связи с прекращением туроператорской деятельности по причине невозможности исполнения туроператором всех обязательств по договорам о реализации туристского продукта.

Выплата страхового возмещения по договору страхования ответственности туроператора или уплата денежной суммы по банковской гарантии не лишает туриста и (или) иного заказчика права требовать от туроператора выплаты штрафов, пеней, возмещения упущенной выгоды и (или) морального вреда в порядке и на условиях, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации.





Версия для печати Версия для печати Версия для MS Word Версия для MS Word